Дело в шляпе!

Традиционная планерка с интервьюерами прошла в формате деловой игры «Шесть шляп мышления»

На ежемесячных собраниях руководства группы «Москва» с интервьюерами обсуждаются возникшие в полях проблемы, пути их решения, задачи на следующий месяц, методические и организационные вопросы. Обычно обмен мнениями и наработками проходит в формате совещания. По словам Елены Чичиной, руководителя группы «Москва», такой формат поначалу представлялся ей эффективным: казалось, что интервьюеры непременно будут применять на практике полученные знания. Но далеко не всегда это было так. И Елена Чичина задалась целью сделать планерки с интервьюерами максимально полезными для всех участников и, кроме того, начала искать нестандартные решения проблем в известном поле знаний.

«Интервьюеры – практики, а для практиков простые презентации малоэффективны. Им надо сразу опробовать какие-то новые методы и выходить с этим материалом в поле. Цель нашей планерки – отработать типизацию ошибок, совершаемых интервьюерами. Формат деловой игры дает возможность сфокусироваться на какой-то типичной ошибке, которая выявляется в ходе прослушивания записи интервью, и нивелировать ее или же решить какую-то проблему, которую в индивидуальном порядке решить невозможно. В ходе игры «Шесть шляп мышления» мы нашли несколько решений проблемы, и все их можно реализовать собственными силами. Подготавливая новый формат собрания, я опасалась, что он не понравится интервьюерам, ведь они взрослые серьезные люди, а я им играть предложила. Но наша хорошая, слаженная команда очень быстро вовлеклась в игру, и этот новый формат пришелся ей по душе».

Елена Чичина, руководитель группы «Москва»

Деловая игра «Шесть шляп мышления» по методу Эдварда де Боно направлена на развитие критического мышления и обучение эффективному мышлению в конкретной ситуации. Елена Чичина адаптировала ее для интервьюеров. Интервьюеры разбились на шесть команд, каждая из которых могла выбрать фигурку красного, желтого, зеленого, синего, черного или белого цвета. Выбранный цвет не только означал, в какой «шляпе» играет команда, но и символизировал образ мышления. Например, обладатели белой «шляпы» должны были излагать только факты о поставленной задаче, отделяя рациональное от иррационального, а обладатели зеленой – предлагать нестандартные решения проблемы.

«Игровой формат проведения планерок мне показался необычным и интересным, кроме того, он сплачивает коллектив. Игра помогает раскрепоститься, обменяться опытом, информацией с коллегами, развивает мышление, позволяет взглянуть на рутинные проблемы поля под другим углом. Я не против проведения игровых планерок и в дальнейшем».

Марина Хисамиева, интервьюер группы «Москва»

Перед интервьюерами была поставлена реальная проблема из полевой практики (отказ респондентов оставлять свой номер телефона после интервью). Опираясь на образ мышления, определенный цветом шляпы, команды предлагали выходы из ситуации. В итоге сформировались три вектора решения проблемы. Кроме того, некоторые интервьюеры даже сумели преодолеть свои психологические установки и взглянуть по-новому на решение рабочих вопросов.

«На мой взгляд, игра была очень полезной: она позволяла посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти положительные и отрицательные моменты, оценить риски, предложить решения проблемы. Я играла за желтый цвет, который подразумевал поиск плюсов. То есть надо было подумать о том, что может помочь интервьюеру получить номер респондента. Например, иногда это объяснение, зачем нужен номер телефона, иногда оставление визиток, демонстрация бейджа с фотографией, печатью и QR-кодом, то есть предоставление респонденту информации о нашей организации. Игра как бы подсветила эти моменты. Я считаю, что проведение подобных деловых игр поможет нам совершать меньше ошибок и в целом повысить качество работы».

Ирина Верещагина, интервьюер группы «Москва»

После окончания деловой игры ее участникам был задан вопрос, хотят ли они, чтобы и в будущем планерки проходили в таком формате. Большинство ответили утвердительно, поэтому Елена Чичина продолжит подбирать интересные форматы, расширяющие возможности деловой игры.

Валентина Глянцева
© 2025 ФОМ